Рельсовый опорный путь мостового крана состоит из основных и вспомогательных элементов. Основными элементами пути являются рельсы мостового крана и подкрановые балки. К вспомогательным элементам относят подрельсовую постель, детали крепления рельсов к подкрановым балкам и балок к колоннам, а также концевые упоры и выключающие линейки.
Для движения грузоподъемных кранов и их грузовых тележек, оснащенных ходовыми колесами с цилиндрическим ободом, применяют специальные рельсы с выпуклыми и плоскими головками, а для колес с коническим ободом — только с выпуклыми головками. В качестве рельсов с выпуклыми головками используют железнодорожные рельсы широкой колеи типа Р или специальные крановые рельсы типа КР, а с плоскими головками — стальной сортовой прокат квадратного или прямоугольного профиля.
Стальные крановые рельсы типа КР имеют более широкую подошву (опорную часть), благодаря чему нагрузка от ходовых колес крана распределяется по верхнему поясу подкрановой балки более равномерно. Кроме того, они хорошо воспринимают горизонтальные боковые нагрузки и более соответствуют условиям работы грузоподъемных кранов.
Начиная с 2011 года в странах таможенного союза начала широко применяться немецкая технология монтажа крановых путей мостовых кранов. Инновация технологии состоит в использовании при монтаже специальных пластин, привариваемых на подкрановую балку. Это создаёт небольшой зазор между балкой и подошвой рельса мостового крана. Пластины имеют специальные отверстия, в которые устанавливаются самонастраиваемые болты со сферическими головками. Самонастраиваемость болтов обеспечивает правильное положение накладок в любой ситуации. Технология в разы повысила безопасность использования крана и повысила эксплуатационные сроки рельсов мостовых кранов, которые изготавливаются по стандартам DIN.
Ведущими система крепления крановых рельсов к балке является система крепления GANTRAIL, система крепления GANTREX и система крепления Beket.
Из-за высокой стоимости европеских систем кремпления рельсов именно система Beket, выходит в нашей стране на ведущие роли.
Немецкая система монтажа крановых путей мостовых кранов была рекомендована как наиболее качественная система монтажа мостовых кранов.
Европейских крановых рельсов по стандарту DIN используется для мостовых кранов во многих промышленных сферах. Сверхпрочные установки применяются в металлургии, на нефтегазовых добывающих комплексах, в электротехнической области, на гидростанциях. При эксплуатации учитываются среда применения (высокие температуры, криогенные условия, влияние химических соединений), пределы грузоподъемности мостовых кранов, специфика производства.
Европейские крановые рельсы класса А по стандарту DIN – наилучшее современное решение для устройства крановых путей мостового крана.
Основными преимуществами европейских рельсов для мостовых кранов стали:
- намного более широкая подошва рельса мостовых кранов класса А и толщина шейки рельса. Эти параметры европейского рельса класса А для мостовых кранов, придали ему более низкий, по сравнению с аналогами, центр тяжести и повысили устойчивость рельса при воздействии боковых нагрузок;
- повышенный уровень углерода в стали, предназначенной для изготовления рельсов класса А. Наличие углерода значительно повышает прочность и твердость рельсов мостовых кранов класса А и многократно увеличивает сроки эксплуатации изделия.
Рельсы типа A, как другие виды рельсов, визуально похожи на балку. Конструкционно состоят они из головки, подошвы и шейки. Особенность крановых рельсов A в широкой подошве и, относительно ей, небольшой головке, ширина которой сопоставима с высотой рельса. Именно благодаря специфической форме сечения, создается одновременно прочная фиксация самого рельса и образуется удобное для перемещения кранов рельсовое полотно. Также форма рельсов A помогает усилить их сопротивление воздействию больших нагрузок, сосредоточенных в определенном участке рельсового пути, и обеспечивает грузоподъемность несущей балки крана в пределах 5–320 тонн.
Кроме конфигурации для европейских крановых рельсов очень важны их физико-механические характеристики, которые напрямую зависят от качества материала. Главное свойство для рельсов А – прочность. Именно поэтому рельсы производят из сталей с большим содержанием углерода. Однако у углерода есть и свои минусы – он способствует повышению хладноломкости металла, и влияет на его ударную вязкость. Для уравновешивания свойств, сталь легируется марганцем. Он повышает степень переохлаждения материала и уровень износостойкости. К тому же, марганец считается самым популярным и бюджетным легирующим компонентом.
В зависимости от используемых марок сталей, производятся обычные, прочные, и сверхпрочные крановые рельсы. К последним относятся изделия, которые способны справляться с большой нагрузкой и обладают прочностью в 1080Н/мм2. Вкупе с составом сплава, при производстве рельсов, важен и способ их производства. Самый популярны – метод горячего проката. Осуществляется он при температуре 927˚С, когда металлу наиболее просто придать необходимую форму.
Горячекатаные рельсы хорошо поддается термической обработке, в том числе, могут выпускаться закаленными. Для соответствия всем техническим требованиям крановые рельсы проходят проверку на прочность. Испытание проводится с применением металлического бруса, который под высоким давлением механическим способом воздействует на рельс. Минимальные показатели прочности рельсов A в контроле на разрыв варьируются от 690Н/мм2 до 880Н/мм2. Прочность рельсов на растяжении определяется по характеристикам продольных образцов, где допустимый результат – не менее 20Н/мм2.
Типоразмер рельсов А стартует от А45 и достигает А150. Производятся крановые рельсы высотой от 55 мм до 150 мм. Ширина головки рельсов А – 45–150 мм. Ширина подошвы варьируется от 125 до 220 мм. Ширина шейки рельсов типа А – 24–80 мм. Регламентируются крановые рельсы стандартом DIN 536.
Крепление крановых рельсов к балке
Крепление крановых рельсов мостового крана к балке является одним из важных этапов при монтаже крана. Для обеспечения безопасности эксплуатации крана необходимо соблюдать требования нормативных документов.
Основными нормативными документами, регламентирующими крепление крановых рельсов мостового крана к балке, являются:
- ГОСТ 2582-78 "Краны мостовые грузоподъемные. Общие технические условия".
- ГОСТ 5264-80 "Краны мостовые грузоподъемные. Конструкции и размеры".
- ПБ 10-574-03 "Правила безопасности при эксплуатации мостовых кранов".
- СНиП II-23-81* "Мостовые краны".
В соответствии с этими документами крепление крановых рельсов мостового крана к балке должно быть выполнено с использованием специальных крепежных элементов, обеспечивающих надежную фиксацию рельсов на балке.
При монтаже крана необходимо также учитывать грузоподъемность крана и особенности конструкции балки, чтобы обеспечить оптимальное расположение рельсов и их крепление.
Для крановых рельсов используются 2 вида креплений: неподвижное – рельсовый путь формируется посредством сварки между собой отдельных элементов полотна. Используется данный метод, когда краном не перемещаются грузы с критической массой; подвижное – этот способ фиксации рельсового пути осуществляется с помощью применения приварных прижимных или приварных прикручиваемых планок, а также специальной подложки (прокладки). Применение подвижного крепления сегодня считается самым эффективных методом монтажа, так как с ним легко регулировать и формировать рельсовое полотно для кранов.
Использование подвижного крепления при создании рельсового полотна для передвижения кранов обеспечивает снижение затрат на обслуживание и ремонт пути. Это достигается за счет уменьшения усиленного воздействия на рельсы, и несущую конструкцию в целом. Также подвижное крепление более устойчиво к влиянию боковых ударов и его можно регулировать уже после монтажа. Что сокращает аварийные случаи и незначительные повреждения рельсов. Подвижное крепление способствует снижению уровня шума и вибраций.
Заказать и купить рельсы европейские A вы можете в нашей компании.
Мы поставляем продукцию ведущих европейских производителей крановых рельс мостового крана и разнообразные крепления и гарантируем их качество. Вся наша продукция соответствует DIN, мировым сертификатам и поставляется с соответствующей документацией.