Железнодорожные переезды остаются одной из самых уязвимых точек транспортной инфраструктуры: несмотря на снижение числа происшествий, проблема безопасности движения сохраняет актуальность.
Общая статистика
По данным Белорусской железной дороги, в 2024 году на железнодорожных переездах сети произошло 10 ДТП, что на 20% меньше, чем годом ранее.
- Основные последствия: погибшие и травмированных, повреждение железнодорожного транспорта и инфраструктуры.
Сравнение по странам
|
Страна / регион
|
ДТП на переездах (2024)
|
Погибшие
|
Травмированные
|
Основные причины
|
|
Беларусь
|
10
|
4
|
6
|
Нарушения водителей, неисправности
|
|
Россия
|
196
|
десятки
|
десятки
|
Игнорирование сигналов, пересечение коммуникаций
|
|
ЕС (среднее)
|
~250
|
~100
|
>200
|
Недостаток сигнализации, устаревшие конструкции
|
|
США
|
>2000
|
сотни
|
тысячи
|
Высокие размеры движения поездов, пересечение коммуникаций
|
Основные причины происшествий
- Нарушения водителями: выезд на пути общего и необщего пользования при закрытом шлагбауме.
- Игнорирование запрещающих сигналов светофором.
- Недостаточная видимость мачт светофоров и стоек знаков.
- Устаревшие конструкции переездов, затрудняющие движение через переезд.
- Ошибки в организации пересечения коммуникаций (угол пересечения трубопровода с железнодорожными путями).
Важность современных конструкций
Современные конструкции переездов обеспечивают:
- Резиновый настил – снижение вибрации и шума, повышение комфорта движения.
- Резиновый контррельс – защита рельса и уменьшение износа, плавность хода автотранспорта, водоотведение.
- Водоотвод – предотвращение разрушения покрытия и скопления воды.
- Четкая установка мачт светофоров и стоек знаков – повышение видимости сигналов.
Нормативные требования
В Беларуси действует стандарт СТП БЧ 56.305-2014, регламентирующий:
- Категории переездов в зависимости от размеров движения поездов.
- Особенности малодеятельных линий.
- Требования к пересечению железнодорожных линий и коммуникаций.
- Обеспечение безопасности движения при проектировании и эксплуатации.
Технологические проезды на железнодорожных путях необщего пользования так же должны устраиваться по строгим правилам, закреплённым в нормативных документах Министерства транспорта Республики Беларусь.
Технологический проезд через ж/д пути
- Устраивается на путях необщего пользования (промышленные предприятия, склады, карьеры, шахты).
- Предназначен для внутрипроизводственных нужд: движение спецтехники, грузовиков, строительных машин.
- Обычно не имеет полного комплекса сигнализации и ограждений, допускается упрощённая конструкция.
- Требования:
- наличие настила (часто резиновый или бетонный);
- водоотвод для защиты земляного полотна;
- контррельсы для сохранности рельсов;
- обозначение стойками знаков и, при необходимости, светофорами.
- Проектируется и эксплуатируется по нормам СТП БЧ 56.305-2014 и «Правилам эксплуатации путей необщего пользования».
Железнодорожный переезд
- Устраивается на путях общего пользования, где пересекаются автомобильные дороги и железнодорожные линии.
- Предназначен для общественного движения транспорта и пешеходов.
- Оснащается полным комплексом безопасности:
- шлагбаумы, светофоры, звуковая сигнализация;
- мачты светофоров и стойки знаков;
- современные конструкции переездов (резиновый настил, контррельс, водоотвод).
- Обязательно учитываются:
- размеры движения поездов;
- категории линий (магистральные, малодеятельные);
- угол пересечения коммуникаций (например, трубопроводов).
- Контроль и эксплуатация ведутся органами государственного железнодорожного надзора.
Сравнительная таблица
|
Критерий
|
Технологический проезд
|
Железнодорожный переезд
|
|
Тип путей
|
Необщего пользования
|
Общего пользования
|
|
Назначение
|
Внутрипроизводственные нужды
|
Общественное движение
|
|
Сигнализация
|
Минимальная, по необходимости
|
Полный комплекс (шлагбаумы, светофоры, звук, ограждение)
|
|
Конструкция
|
Настил, контррельс, водоотвод
|
Утвержденные типовые конструкции, усиленные меры
|
|
Нормативная база
|
СТП БЧ 56.305-2014, правила путей необщего пользования
|
ГОСТы, СНиПы, правила ж/д переездов
|
|
Условия выполнения
|
По решению владельца пути, ППР
|
По решению владельца и по согласованию с ГАИ, Министерством здравоохранения, коммунальными службами
|
|
Контроль
|
Владелец пути
|
ГАИ, дорожные службы
|
В нашей стране проектирование и устройство железнодорожных переездов регулируется целым комплексом нормативных актов. Основные документы включают технические кодексы установившейся практики (ТКП), стандарты Белорусской железной дороги и технические регламенты Таможенного союза.
Перечень ключевых нормативных актов
- ТКП 543-2014 (02190) «Железнодорожные переезды. Правила проектирования, устройства и эксплуатации» – базовый документ, определяющий требования к конструкции переездов, их категориям, сигнализации, настилам и элементам безопасности.
- СТП БЧ 56.305-2014 «Железнодорожные переезды. Требования к конструкции и оборудованию» – стандарт Белорусской железной дороги, регламентирующий применение резинового настила, резинового контррельса, водоотводов, мачт светофоров и стоек знаков.
- Закон Республики Беларусь «О железнодорожном транспорте» – устанавливает общие правовые основы эксплуатации железнодорожных линий и пересечения коммуникаций.
- Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» – определяет принципы разработки и применения технических нормативных правовых актов.
- Технические регламенты Таможенного союза (ТР ТС):
- ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава»
- ТР ТС 002/2011 «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта»
- ТР ТС 003/2011 «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»
- Локальные правовые акты Белорусской железной дороги – внутренние инструкции и регламенты по эксплуатации переездов, сигнализации и организации движения.
Практическое значение
- ТКП 543-2014 задаёт общие правила проектирования и эксплуатации.
- СТП БЧ 56.305-2014 конкретизирует технические решения (настил, контррельс, водоотвод).
- ТР ТС обеспечивают соответствие международным требованиям безопасности.
- Законы РБ формируют правовую основу для применения этих норм.
Безопасность на железнодорожных переездах напрямую зависит от сочетания дисциплины водителей и применения современных технических решений.
- Снижение числа происшествий возможно только при комплексном подходе: модернизация переездов, строгий контроль нарушений, внедрение автоматизированных систем сигнализации.
- В условиях роста размеров движения поездов и пересечения коммуникаций железнодорожный транспорт требует особого внимания к каждому элементу инфраструктуры.
Таким образом, внедрение современных конструкций переездов и соблюдение норм СТП БЧ 56.305-2014 являются ключевыми факторами повышения безопасности движения.
Наше предприятие предлагает рассмотреть возможность закупки полного комплекта материалов для устройства переезда через железнодорожные пути:
- плиты железобетонные для переездов внутренние и наружные;
- переезды модульного типа;
- резиновый контррельс;
- деревянные лежни для переездов пропитанные;
- отбойные листы, дорожные знаки, стойки;
- крепежные материалы для устройства переезда: шурупы путевые, скобы, пластиковые дюбеля и др.
Заказать и купить элементы железнодорожного переезда можно по телефонам и мессенджерам, находящимися на странице https://forsnab.by/kontakty.html