Стрелочная продукция
К важным элементам верхнего строения относится стрелочная продукция.
Стрелочная продукция - элементы верхнего строения пути которые предназначены для перевода подвижных составов с линии на линию.
К стрелочной продукции относятся: стрелочные переводы и их элементы, а также механизмы предназначенные для функционирования переводного механизма.
Стрелочная продукция используется для железнодорожных магистральных путей, для подъездных путей предприятий, металлургических и горно-обогатительных комбинатов, угольных разрезов, шахт, а также для трамвайных путей и метрополитенов.
Наиболее распространённое в Республике Беларусь устройство «французской» стрелки (с остряками) выглядит следующим образом:
Устройство стрелочных переводов:
- 2 рамных рельса — специально обработанные рельсы с боков стрелки, идущие без разрыва и имеющие острожку в местах прилегания остряков.
- Стрелка — служит для направления подвижного состава по прямому или боковому пути путём поперечного перемещения остряков при помощи переводного механизма. В стрелку входят следующие элементы:
- Переводной механизм — электропривод или ручной привод.
- Стрелочный указатель — применяется в ручных стрелках для указания, в каком направлении установлена стрелка.
- Тяги, соединяющие переводной механизм с остряками и остряки между собой.
- 2 остряка (в трамвайной терминологии — перья) — подвижные участки рельсов. Остроганный конец остряка называется остриём, а другой — корнем. Закреплены остряки только в корне. Между собой остряки соединены тягами. Для пропуска подвижного состава остряки устанавливают так, что один из них плотно прижат к рамному рельсу, а другой отведён от своего рамного рельса на определённое расстояние, называемое шагом остряка.
- Корневые стыки — стыки в концах остряков, позволяющие передвигаться им в горизонтальной плоскости. Должны прочно удерживать остряк от продольного (угоняющего) и поперечного (бокового) смещения, но в то же время не препятствовать его перемещению из одного положения в другое и не вызывать пружинящих усилий ни в остряке, ни в самом креплении при переводе стрелки.
- Переводная и соединительная кривые — соединительные участки пути, которые соединяют остряки с крестовиной.
- Крестовина — специальная желобчатая конструкция, предназначенная для безопасного пропуска гребней колёс подвижного состава в местах пересечения внутренних рельсовых нитей двух путей, сходящихся на стрелочном переводе. К элементам крестовины относятся:
- Сердечник — деталь, устанавливаемая в месте схождения внутренних рельсов.
- Усовики — позволяют колёсной паре накатываться на сердечник с соединительных рельсов.
- Контррельсы — служат для того, чтобы при проходе «мёртвого» пространства (участка крестовины от горла до реального острия сердечника) колесо направлялось в надлежащий жёлоб, а его гребень не ударял в слабое остриё сердечника. «Мёртвым» оно называется потому, что в нём возникает разрыв рабочих граней рельсовых нитей и гребень катящего колеса не направляется.
- Переводная кривая и соединительная прямая (соединительные участки пути, которые соединяют остряки с крестовиной).
- Предельный столбик — путевой знак в виде столбика, окрашенного в специальные сигнальные цвета в зависимости от классификации пути, устанавливаемый в месте, где расстояние между осями смежных путей составляет 4100 мм. Он определяет место, за которым размещенный на пути подвижной состав будет находиться в габарите, обеспечивающем безопасный пропуск по соседнему пути.