Наземные рельсовые пути козловых кранов должны соответствовать требованиям нормативной документации, такой как СНиП 2.02.03-85 "Мосты и трубы", ГОСТ 25546-82 "Краны мостовые и козловые", а также другим соответствующим стандартам и правилам.
Что нужно знать.
Для начала необходимо определить нагрузки, которые будут действовать на рельсовые пути в процессе эксплуатации крана. Это позволит выбрать подходящие материалы для конструкции рельсовых путей и определить необходимые размеры и параметры.
Далее, необходимо учесть требования к расположению рельсовых путей относительно других сооружений, зданий и коммуникаций. Также необходимо учитывать требования к укладке рельсовых путей, чтобы обеспечить их прочность и надежность в эксплуатации.
Важным аспектом является также проектирование крепления рельсовых путей. Для этого необходимо учитывать нагрузки, которые будут действовать на крепления, а также выбрать подходящие крепежные элементы и определить их расположение.
Наземный крановый путь козлового крана на опорных элементах состоит из верхнего и нижнего строений. В состав верхнего строения входят рельсы, накладки, соединяющие рельсы между собой, шпалы (полушпалы, бетонные балки и другие опорные элементы), детали крепления рельсов к шпалам, выключающие линейки, элементы заземления и балластный слой (призма). Нижнее строение кранового пути состоит из земляного полотна (постели) и устройства для отвода воды (водоотвода).
Конструкцию и размеры элементов рельсовых крановых путей определяют в зависимости от нагрузки на ходовые колеса, группы режима работы и интенсивности передвижения кранов. Как правило, в наземных крановых путях применяют железнодорожные рельсы типа Р38…Р65, крановые рельсы типа КР или европейские рельсы типа А, укладываемые на соответствующие опорные элементы. Для укладки рельсовых путей применяют полушпалы (половина стандартной шпалы длиной 2750 мм) обрезанные и необрезанные длиной 1375 мм, изготовляемые из древесины хвойных пород с последующей обязательной пропиткой антисептическими веществами. Для кранов с удельным давлением на ходовое колесо до 150 кН допускают применение укороченных полушпал длиной 900 мм.
В последнее время огромной популярностью пользуются железобетонные полушпалы, срок службы которых значительно выше, чем у деревянных аналогов.
Крепление рельсов к деревянным полушпалам может производиться следующими способами:
- путевыми шурупами;
- костылями для железных дорог.
При данных видах крепления рельсов между рельсом и опорным элементом устанавливают специальные плоские стальные подкладки. Тип подкладки зависит от типа рельсов.
Крепление рельсов к железобетонным полушпалам может производиться следующими способами:
- прижимными планками;
- клеммно - болтовыми соединениями.
Крепление рельсов прижимными планками является без подкладочным видом крепления полушпал к рельсу, а при клеммно - болтовом креплении так же устанавливаются подкладки. Как и при использовании деревянных полушпал, тип подкладки зависит от типа рельсов.
Соединение концов рельсов производится с помощью двухголовых рельсовых накладок по ГОСТ 4133—73 с использованием одновитковых пружинных шайб, стыковых болтов и гаек. Стыки рельсов должны располагаться на двух, уложенных рядом полушпалах.
В качестве материала для балластного слоя применяют щебень или гравий естественный (карьерный или сортированный— обогащенный), песок, гранулированный металлургический или доменный шлак с размерами фракций до 60…70 мм. Балластная призма имеет отношение откосов боковых сторон 1 :1,5.
Балластный слой обязательно укладывают на предварительно уплотненное земляное полотно из основного материкового или насыпного грунта. Земляное полотно под балластный слой выполняют на подготовленных площадках с односкатным уклоном 3…5% в сторону кюветов, дренажных труб или ливневой канализации, что обеспечивает отвод дождевых вод. После укладки наземные крановые пути обкладывают передвижением грузоподъемного крана без груза вдоль всего пути 10… 15 раз, а затем краном с контрольным грузом 5…10 раз с последующей подбивкой балластного слоя на просевших участках пути. Осадка пути под ходовыми колесами козлового крана не должна превышать 1 мм на каждые 10 кН нагрузки на ходовое колесо крана.
В случае подачи на грузоподъемный кран электроэнергии посредством гибкого электрического кабеля вдоль одного рельса (со стороны установленного на кране кабельного барабана) на всю длину передвижения крана прокладывают деревянный лоток шириной 300…400 мм с высотой бортов 200…250 мм. В этот лоток ложится кабель, разматываясь с барабана, при передвижении крана.