Виды транспорта и их особенности. Роль железных дорог в единой транспортной системе
Перевозка пассажиров и грузов осуществляется различными видами транспорта, образующими единую сеть путей сообщения страны.
В зависимости от функций в процессе производства транспорт подразделяют:
-внутрипроизводственный-промышленный, обеспечивающий технологические нужды производства (перевозка грузов в пределах предприятия, доставка сырья, топлива, материалов с магистральной дороги, вывоз готовой продукции и порожняка в обратном направлении; -внешний - магистральный, обеспечивающий экономические связи между производителями и потребителями продукции и пассажирские перевозки.
Виды промышленного транспорта: городской транспорт, обеспечивающий перевозки внутри городов, подъемники, подвесные канатные дороги, автотранспорт, железные дороги нормальной и узкой колеи.
Магистральный транспорт: железнодорожный, водный (речной и морской), автомобильный, воздушный, трубопроводный ( нефте, продукто- и газопроводы), линии электропередачи.
Городской транспорт: метрополитен, трамвай, троллейбус, автобус, такси, грузовой автомобильный и другие
Распределение перевозок между этими видами транспорта зависит от наличия их в том или ином районе и технико-экономической эффективности каждого вида.
Транспорт играет ключевую роль в экономике и социальной жизни. Он обеспечивает:
- Связь между регионами: Способствует интеграции различных территорий, улучшает доступ к рынкам и услугам.
- Экономическое развитие: Обеспечивает эффективное перемещение товаров и услуг, что способствует росту бизнеса.
- Социальные связи: Упрощает передвижение людей, что важно для образования, работы и культурного обмена.
- Глобализацию: Позволяет странам взаимодействовать на международном уровне, способствуя развитию торговли и туризма.
Железнодорожный транспорт
Этот вид транспорта наиболее приспособлен к массовым перевозкам функционирует днем и ночью независимо от времени года и атмосферных условий. Он занимает одно из ведущих мест среди других видов. Железные дороги имеют высокую провозную способность, сравнительно небольшую себестоимость перевозок и высокую скорость доставки грузов.
Железные дороги являются универсальным видом транспорта для перевозок всех видов грузов.
Однако постройка железных дорог требует больших капиталовложений. На железнодорожном транспорте высока доля расхода на ремонт зданий и других устройств.
Железные дороги в меньшей степени воздействуют на окружающую среду и имеют меньшую энергоемкость перевозочной работы.
Железнодорожный транспорт занимает значительное место в системе перевозок. В зависимости от страны и региона, его удельный вес может варьироваться:
- В развитых странах железные дороги часто используются для грузоперевозок (до 30-50% общего объема).
Перспективным направлением в развитии железнодорожного транспорта является высокоскоростной надземный транспорт.
1.2. Виды транспорта и их характеристики
Транспортная система страны представляет собой большой и сложный комплекс путей сообщения, подразделяемых на магистральный транспорт общего пользования, промышленный и городской (рис.1).
Рис. 1. Схема транспортной системы
Промышленный транспорт осуществляет перемещение предметов и продуктов труда в сфере производства.
Магистральный транспорт общего пользования включает в себя железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный и трубопроводный.
Городской транспорт обеспечивает перевозки внутри города и включает в себя метрополитен, троллейбус, трамвай, автобус, такси, грузовой автомобиль и др.
Перевозки в сфере обращения выполняются всеми видами транспорта общего пользования. Роль и значение их зависит от размеров территории страны, уровня ее промышленного развития и других факторов.
Железнодорожный транспорт во многих промышленно развитых странах среди других видов транспорта занимает одно из ведущих мест. Это объясняется его универсальностью – возможностью обслуживать производящие отрасли хозяйства и удовлетворять потребности населения в перевозках вне зависимости от погоды: во всех климатических условиях и в любое время года. Именно поэтому, несмотря на относительно бурное развитие автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта, вот уже более 175 лет железнодорожный транспорт остается основным средством перевозок грузов и массовых перевозок населения.
Имея современные виды локомотивов и вагонов, мощный рельсовый путь, используя современные средства автоматики, телемеханики и вычислительной техники, железнодорожный транспорт, наряду с другими отраслями промышленного производства, входит в экономический потенциал каждой страны.
Вместе с тем железнодорожный транспорт влияет и на другие стороны жизни государства, участвуя в межрегиональных связях в сфере культуры, социальных преобразований, международном туристическом сотрудничестве, вносит существенный вклад в научно-технический прогресс.
За время своего существования протяженность железных дорог мира достигла почти 1,3 млн км; при этом они не имеют себе равных по объему провозной способности и непрерывности функционирования.
Перспективным направлением в развитии железнодорожного транспорта является высокоскоростной наземный транспорт, способный соперничать с воздушным транспортом.
Перспективы железнодорожного транспорта
- Устойчивое развитие: С учетом глобальных экологических вызовов предполагается увеличение доли железнодорожного транспорта в грузовых и пассажирских перевозках.
- Инновации: Разработка новых технологий, таких как маглев (магнитная левитация), которые могут значительно увеличить скорость и эффективность перевозок.
- Интеграция с другими видами транспорта: Создание мультимодальных транспортных узлов для повышения удобства и эффективности перевозок.
- Расширение международных коридоров: Участие в глобальных проектах по строительству новых железнодорожных маршрутов, таких как "Новый шелковый путь".
Таким образом, железнодорожный транспорт остается важным элементом транспортной системы, обладая значительными преимуществами и перспективами для дальнейшего развития.