Неразрушаемый контроль рельсов — это важный аспект обеспечения безопасности и надежности железнодорожного транспорта. Он включает в себя методы и технологии, позволяющие выявлять дефекты и повреждения рельсов без их разрушения, что позволяет избежать аварий и продлить срок службы железнодорожных путей.
В связи с тем, что клиенты нашей компании постоянно интересуются наличием старогодных железнодорожных рельс (рельсы с износом, годные к дальнейшей эксплуатации), вопрос контроля их качества является очень актуальным, ведь визуальное соответствие железнодорожных рельс, не означает 100% пригодность их к применению.
Поэтому вопрос неразрушаемого контроля железнодорожных рельсов является актуальный при поставке старогодных материалов верхнего строения пути.
Сначала несколько слов про историю вопроса.
Первые попытки неразрушающего контроля начали применяться в XIX веке, когда появились первые железные дороги. Использовались простые визуальные осмотры и механические методы, такие как простые измерения и проверки. Именно такие методы практикуются сейчас при поставке старогодных железнодорожных рельс.
С развитием железнодорожного транспорта и увеличением его интенсивности возникла необходимость в более надежных методах контроля. В начале XX века начали внедряться магнитные и ультразвуковые методы.
Ультразвуковой метод контроля был предложен советским физиком С.Я. Соколовым в 1928 году и в настоящее время является одним из основных методов неразрушающего контроля. Методы ультразвуковой дефектоскопии позволяют производить контроль сварных соединений, сосудов и аппаратов высокого давления, трубопроводов, поковок, листового проката и другой продукции. Ультразвуковой контроль является обязательной процедурой при изготовлении и эксплуатации многих ответственных изделий, таких как части авиационных двигателей, трубопроводы атомных реакторов или железнодорожные рельсы.
По сравнению с другими методами неразрушающего контроля ультразвуковой метод обладает важными преимуществами:
- высокая чувствительность к наиболее опасным дефектам типа трещин и непроваров
- низкая стоимость;
- безопасность для человека (в отличие от рентгеновской дефектоскопии);
- возможностью вести контроль непосредственно на рабочих местах, на базах хранения, непосредственно перед отгрузкой потребителям;
- при проведении УЗК исследуемый объект не повреждается;
- возможность проводить контроль изделий из разнообразных материалов, как металлов, так и неметаллов.
К недостаткам ультразвукового метода контроля можно отнести невозможность оценки реального размера и характера дефекта, трудности при контроле металлов с крупнозернистой структурой из-за большого рассеяния и сильного затухания ультразвука, а также повышенные требования к состоянию поверхности контроля по шероховатости и волнистости. Согласно РД 03-606-03 максимально допустимая шероховатость при ультразвуковом контроле составляет Ra 6,3 / Rz 40
Организация ультразвукового контроля рельс в условиях склада является относительно не дорогим и действенным механизмом поставки качественных материалов верхнего строения пути.
Для железнодорожных рельс характерно появление следующих дефектов: расслоения, трещины и выкрашивание шейки рельса, а также разлом и коррозия подошвы рельса.
Всего же насчитывается 38 классифицированных видов дефектов. Все дефекты рельсов кодированы трехзначным числом; при этом первая цифра указывает вид дефекта и место его появления по элементам сечения рельса (головка, шейка, подошва), вторая цифра определяет разновидность дефекта с учетом основной причины его зарождения и развития, третья цифра указывает на место расположения дефекта по длине рельса.
Наибольшее количество приходится на головку рельсов (дефекты 10.1-2; 11.1-2,…47.1, 49) в виде выкрашиваний и отслоений металла на поверхности катания, поперечных трещин и изломов, продольных трещин с расслоением головки, смятия и неравномерного износа.
Часть дефектов определяется визуально, но а для полной уверенности в пригодности рельс и отсутствии скрытых дефектов и существует дефектоскопический контроль рельсов.
Средства дефектоскопии рельсов
Дефектоскопия рельсов осуществляется методом неразрушающего контроля и определяет:
- нарушения однородности структуры;
- однородность материала;
- места поражения коррозией;
- несоответствие начальному химическому составу;
- отклонения в размере и другие дефекты.
Ультразвуковая дефектоскопия рельсов
Ультразвуковая дефектоскопия рельсов проводится согласно требований ГОСТ 15467-79, ГОСТ 23667-85, ГОСТ 23829-85, а также других стандартов и нормативных актов.
Наиболее эффективным способом, позволяющим максимально достоверно определить наличие и выявить скрытые дефекты, является ультразвуковая дефектоскопия рельсов. Проводится она перед(!) вводом рельсового полотна в эксплуатацию. При закупке рельс с износом рекомендуем проводить ультразвуковую дефектоскопию рельс перед погрузкой
Главным образом УЗ дефектоскопия рельсов направлена на контроль целостности рельсового полотна, которые нельзя обнаружить с помощью ВИК (визуально-измерительного контроля).
И если в условиях функционирования железной дорого неразрушающий контроль рельсов представляет собой трехуровневую систему: первичный сплошной контроль - дефектоскопные автомотрисы и двухниточные съемные дефектоскопы ; вторичный сплошной контроль - вагоны-дефектоскопы ; средства локального контроля - переносные дефектоскопы для контроля сварных стыков, однониточные съемные дефектоскопы для контроля стрелочных переводов, выборочного контроля по показаниям дефектоскопных автомотрис и вагонов-дефектоскопов. Дефектоскопия рельсов на рельсо-сварочных поездах включает проведение входного контроля, а также пооперационного и приемочного контролей после обработки рельсов и сварных стыков. Средства первичного контроля используются в пределах дистанции пути, вторичного контроля в пределах железной дороги. Для эксплуатации дефектоскопных средств на дистанциях пути организуются участки дефектоскопии.
Участок должен быть оборудован контрольным тупиком с эталонными дефектами в рельсах для проверки работоспособности дефектоскопов и обучения операторов дефектоскопных тележек. На дистанции пути выделяется также помещение для хранения, технического обслуживания и экипировки дефектоскопной автомотрисы, которая должна быть укомплектована однониточным съемным дефектоскопом и дефектоскопом для контроля сварных стыков.
При контроле рельсов используют ультразвуковые колебания с частотой 2,5 МГц. При ультразвуковой дефектоскопии в зависимости от признака обнаружения дефекта в основном применяют три метода: теневой, зеркально-теневой и эхо-метод.
В условиях торгово-закупочной деятельности субъектов хозяйствования контроль рельс с износом не проводится, что приводит к негативным последствиям.
Железнодорожные рельсы — важнейший элемент пути. От их состояния во многом зависит обеспечение необходимых скоростей и безопасности движения поездов.
Одним из эффективных средств контроля за состоянием рельсов являются дефектоскопы, позволяющие обнаруживать дефекты в рельсах
Нашей организацией производится предпродажная дефектоскопия поставляемых железнодорожных рельс с износом еще на складе поставщика в Российской Федерации, что является эффективным инструментом контроля пригодности старогодных рельс и их своевременной отбраковке.
На проверенные железнодорожные рельсы выдается акт годности.
Покупка старогодных железнодорожных рельс у нашей организации и заказ на предпродажную дефектоскопию, это Ваша гарантия соответствия рельс предъявляемым требованиям.