Доказано, что шпалы действительно являются самым продаваемым продуктом из железобетона.
Однако, сначала начнем с истории.
Первые железобетонные шпалы начали использоваться в начале ХХ века.
Но, Родиной железобетонной шпалы по праву может считаться Франция. Парижский садовник Жозеф Монье в 1878 году получил патент на железобетонные шпалы.
Монье экспериментировал с железобетоном и нашел, что сочетание бетона с металлическими стержнями (арматурой) значительно увеличивает прочность и устойчивость конструкций. Его изобретение стало основой для массового применения железобетона в строительстве, включая железнодорожные шпалы, которые стали более долговечными и устойчивыми по сравнению с традиционными деревянными шпалами.
Одним из пионеров в этой области считается французский инженер и изобретатель Жан-Гастон Патри (Jean-Gaston Patry), который в 1906 году предложил использовать железобетон для создания шпал. Он разработал современную конструкцию, которая обеспечивала большую прочность и долговечность по сравнению с традиционными деревянными шпалами.
С тех пор использование железобетонных шпал стало стандартом в железнодорожном строительстве во многих странах мира.
Развитие технологий производства и стандартизация привели к широкому распространению железобетонных шпал на глобальном уровне, и сегодня они являются основным элементом железнодорожной инфраструктуры.
Массовость железобетонных шпал можно обосновать несколькими ключевыми факторами.
- Широкое применение: Шпалы используются в железнодорожном строительстве для поддержания рельсов и обеспечения стабильности пути. Поскольку железные дороги играют важную роль в транспортной инфраструктуре, спрос на шпалы остается постоянно высоким.
- Долговечность: Железобетонные шпалы обладают высокой прочностью и долговечностью по сравнению с деревянными шпалами. Они не подвержены гниению, воздействию насекомых и другим разрушительным факторам, что делает их более предпочтительными для длительного использования.
- Экономическая эффективность: Хотя первоначальные затраты на железобетонные шпалы могут быть выше, их срок службы и низкие эксплуатационные расходы делают их более экономически выгодными в долгосрочной перспективе.
- Стандартизация: Производство шпал стандартизировано, что облегчает их массовое производство и продажу. Это также способствует снижению затрат на производство и логистику.
- Рост инфраструктурных проектов: В последние годы наблюдается рост инвестиций в инфраструктуру, включая строительство новых железных дорог и модернизацию существующих. Это приводит к увеличению спроса на шпалы.
- Экологические аспекты: Железобетонные шпалы могут быть произведены с использованием переработанных материалов, что делает их более экологически чистым вариантом по сравнению с традиционными деревянными шпалами.
Эти факторы в совокупности подтверждают, что шпалы являются одним из самых востребованных и продаваемых продуктов из железобетона в строительной отрасли.
Объем рынка бетонных шпал в 2023 году оценивается в 1,43 миллиарда долларов США, а к концу 2030 года ожидается, что он достигнет 2,06 миллиарда долларов США.
Только в Российской Федерации ежегодно может производиться и продаваться от нескольких миллионов до десятков миллионов шпал, в зависимости от потребностей железнодорожной сети и инвестиционных программ.
В Республике Беларусь полноценно функционируют два завода по производству шпал. По нашей информации в 2024 году в Республике Беларусь может быть произведено 361 тысяча железобетонных шпал, т.е. на каждых 25 человек производится 1 железобетонная шпала, это мировой показатель.
Основные мировые игроки на рынке производства жб шпал:
Abetong, Швеция
Kirchdorfer Group, Австрия
Austrak, Австралия
Patil Group, Индия
Aveng Infraset, Замбия
The Indian Hume Pipe, Индия
Guangxi Sanwei Rail Manufacturing Co., Китай
Weihai Ruihe Railway Sleeper Co., Ltd., Китай
Vöstalpine, Австрия
Rocla Concrete Tie, США
Silvery Dragon Prestressed Materials Co., Ltd. Тяньцзинь, Китай
Plastwil, Польша
Leonhard Moll Betonwerke GmbH & Co KG, Германия,
Colossal Concrete Products, ЮАР
Gilada Group, Индия.